Винтовки бросили, чтобы принять участие в погром�
И даже не жестокая дисциплина, и не плохая пища толкали матросов к мятежу. По свидетельству одного из потемкинцев мясо с червями на кораблях Черноморского флота в те времена было явлением нередким, [и] всегда обходилось без конфликтов.... Так, что знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна не более, чем еще один плод художественного осмысления событий. Говорится, что на нас имели сильное влияние крайние партии.
Отмечал один из участников матросского выступления. Не знаю, как на кого, но на меня имела сильное влияние несправедливость начальства... Традиционные архетипы социального поведения позволяли матросам сравнительно безболезненно переносить обычные тяготы флотской службы. Но те же архетипы приводили к немедленному взрыву, заготовленной реакции в случае посягательства на основополагающие ценностные установки своего рода зону запрета.
Как правило, это была какая-либо вопиющая несправедливость. В ходе восстания на Потемкине взрыв матросского возмущения вызвало явное намерение старшего офицера броненосца И. Гиляровского наказать ни в чем не повинных матросов, якобы отказавшихся есть тот самый борщ с червивым мясом. Стремление защитить невинного, помочь своим, положить жизнь за други своя, будучи одним из наиболее устойчивых социальных архетипов нашего народа, чаще всего становилось непосредственной причиной восстаний на флоте.
Эта морально-этическая подоплека матросских волнений приводила к неожиданному парадоксу матросы рассматривали свои действия как борьбу не против порядка, а за порядок, за справедливость. Так, во время севастопольского восстания в ноябре 1905 года матросы одного из экипажей, изгнав всех офицеров, решили по случаю дня рождения вдовствующей императрицы провести парад и отслужить молебен. Молебен был для того, вспоминал один из участников, чтобы доказать, что мы не есть бунтовщики... Во время революционных
|
|